МКОУ Уренокарлинская СШ им. Героя Советского Союза И.Т. Пименова
Ульяновская обл. , Карсунский р-н , с. Урено-Карлинское
  • Профилактика пьянства и наркомании

    Профилактика употребления алкоголя
    Что такое профилактика Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо заболеваний, называют профилактикой.

    Алкоголизм – тяжелое заболевание, от которого ежегодно гибнет больше людей, чем во времена эпидемий чумы, холеры, тифа. Задача современного общества – оградить от опасности, убедить в пагубности употребления спиртных напитков.

    Виды профилактики алкоголизма Быстрого лечения от алкогольной зависимости не существует. На протяжении многих веков эффективного рецепта избавления от хронического алкоголизма никто не изобрел, а терапия до сих пор остается сложным и длительным процессом. Лучше всего поддаются искоренению алкогольные привычки на самой ранней стадии формирования, поэтому профилактика пьянства необходима для всех возрастных категорий, особенно для подростков и детей. Как и любое другое заболевание, алкоголизм проще предотвратить, чем лечить.

    С тяжелой зависимостью расстаются не все, а результаты – высокая алкогольная смертность. Кратковременный отказ от спиртных напитков для многих людей часто сменяется вновь возникшей и намного усилившейся тягой. Чтобы предупредить злоупотребление алкоголем, искоренить негативные последствия патологии, следует проводить несколько этапов профилактики. Первичная Формирование антиалкогольных настроений начинается с бесед. Первичная профилактика алкогольной зависимости – это предупреждение о вреде алкоголя в виде просмотра видеороликов, прослушиваний интервью с бывшими алкоголиками. Для такой тактики лучшей аудиторией являются дети и подростки. Специалисты, ведущие борьбу с заболеванием, приходят в школы и другие учебные заведения и пропагандируют здоровый образ жизни. Беседы сводятся к рассказам о болезнях, которые вызывает прием алкоголя: нарушается сердечная деятельность; разрушается печень; страдают почки и желудочно-кишечный тракт; происходит деградация личности на фоне психологических патологий.

    В состав целевой группы первичных мероприятий также входят родители, учителя, участники молодежных коллективов. Психологическое воздействие проводится и на детей, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих родителей и постоянного места проживания. Первичная профилактика включает: антиалкогольное обучение; работу средств массовой информации; организацию детской и молодежной активности; развитие личностных ресурсов; развитие адаптивных форм поведения; формирование социальной компетентности. 

    Вторичная

    Алкоголизм коварен тем, что воздействие его на человека индивидуально, поскольку привычка складывается под воздействием комплекса факторов: наследственная предрасположенность, психическая неуравновешенность, влияние социальных факторов.

    Вторичная профилактика алкогольной зависимости направлена на тех людей, кто нуждается в лечении алкоголизма. В эту программу входит встреча алкоголика с бывшими заложниками пагубной привычки, работа с его семьей, широкая социально-психологическая помощь. Обязательный этап вторичной профилактики – групповая терапия с близкими людьми. Она включает в себя собеседования с психологом, разные тренинги. Цель этой помощи – осознание проблемы в семье, поддержка больного и совместное принятие решения для дальнейших кардинальных действий. Важным моментом выступает нацеленность самого человека на излечение от алкоголизма.

    Третичная Это общество анонимных алкоголиков.

    Третичная профилактика употребления алкоголя представляет комплекс мероприятий, которые проводятся с людьми, прошедшими терапию против алкоголизма, находящимися на реабилитации. Это очень сложный период, поэтому важно любыми способами удержать человека от срыва, помочь противостоять возврату к пагубной привычке. https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru Третичная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни во время посещения групп анонимных алкоголиков. Людям необходимо проговаривать свои проблемы вслух, но нелегко найти собеседника, который выслушает, поймет, не осудит, поможет справиться с зависимостью. С этой целью создаются общества людей с одинаковыми трудностями, где они беседуют, делятся переживаниями, работают с профессиональными психологами.

    Профилактика наркомании в школе

    Дети — самая привлекательная аудитория для наркоторговцев

    С взрослением детей увеличивается и цифра зависимых, — и речь идет о подростках из нормальных семей! Почему же так? Выходит, не уберегли. Получается, учителя и родители хотели быть мягкими, тактичными, не хотели разрушать уютный детский мир суровыми реалиями. А надо бы!

    Нужно помнить, что дети – наиболее легкая, уязвимая и привлекательная мишень для каждого наркоторговца. Эта аудитория самая внушаемая, а нежный детский организм очень быстро привыкает к влиянию наркотических средств. Два-три бесплатных угощения наркотиком – и новый клиент для сбыта отравы готов. Работа школ по профилактики наркомании заключается в следующем:

    создание наглядных материалов;
    проведение открытых занятий;
    организация творческих проектов, когда дети рисуют плакаты;
    приглашение в школу наркологов и специальных работников, которые своими глазами, видели, кто такие наркоманы.
    Наркотики – это бизнес. Как и любому товару, этому яду также необходим рынок спроса. Благодаря деятельности наркодиллеров и бездеятельности родителей и учителей этот рынок постоянно увеличивается в объеме.

    Когда уместно начинать профилактику детской наркомании?
    Если раньше цифры оптимального возраста просвещения о вреде наркотиков близились к 18-20 годам, то сейчас чем раньше, тем лучше. Министерство здравоохранения предлагает проводить специальные уроки – классный час, для учеников начиная с первых классов, где доступно излагается информация о вреде наркотиков. Почему так рано, могут недоуменно спросить некоторые родители? Ведь семилетний или восьмилетний ученик – это совсем ребенок! Все верно, но и торговцы зельем не дремлют, и распространяют наркотический яд даже среди малышей.

    Классные часы, на которых детям рассказывалось о вреде наркотиков, начали проводиться в отечественных школах в девяностые годы. Это было вызвано волной токсикомании и первыми случаями детских смертей от передозировки наркотиков. Многие родители посчитали тогда, что именно школа является рассадником наркотической заразы, и такое мнение не было безосновательным.

    Классный час в школе как профилактическое мероприятие, посвященный наркомании, появился в 90х годах

    Но нужно сказать, что проведение специальных обучающих уроков имело (и имеет) скорее номинальный характер. Во-первых, такие классные часы проводились после основных занятий, в дополнительное время, когда мыслями и дети, и учителя были уже дома. Во-вторых, ответственность за наполнение содержимым таких уроков налагалась на классных руководителей, чьим профилирующим предметом было что угодно, но никак не наркология. В итоге, вкратце рассказав детям о наркотиках, что это вредно и опасно, учитель отпускал детей по домам.

    На сегодняшний день ситуация мало изменилась. Дети не относятся с уважением к подобным «внеклассным» уроком, не связанными с изучаемыми предметами. Сыграть можно исключительно на авторитете преподавателя и на интересном содержимом таких познавательных лекций.

    Насколько школа заинтересована в решении проблемы наркотиков?
    Будем откровенны – если в школе имеет место наркомания, то это будет замалчиваться, чтобы не пострадала репутация заведения. Проблемы наркомании не будут афишировать, чтобы не создавать избыточный потенциал. Если же проблемы как таковой нет (или о ее проявлениях в стенах школы мало кто знает из преподавательского состава), то учителя не будут лезть из шкуры вон, чтобы предупредить детей об опасности!

    Получается своеобразная круговая порука – родители не будут говорить учителям о том, что их ребенок употребляет наркотики, учителя не дадут дойти школьным слухам о наркотиках до родителей и до начальства, а начальство, в свою очередь, постарается, не допустить того, чтобы эта информация дошла до общества.

    Наиболее заинтересованы в том, чтобы обучить и воспитать детей только те учителя, которые каким-либо образом столкнулись или пострадали от наркотиков, другим же просто нет дела до проведения таких уроков. Тем более, что процесс обучения и воспитания в школе не разграничен, и проведя пары по математике, учитель недоумевает, почему он должен еще и делать начитку по теме наркозависимости.

    И все же, проводить специальные уроки, на которых детям расскажут о вреде наркотиков, просто необходимо. Не все родители считают своим долгом беседовать с подростком на такие темы, а посему ребенок может просто не знать, чем для него обернется употребление тех или иных препаратов.

    О чем следует рассказывать детям на профилактических уроках?
    Информация в идеале должна быть специально подготовлена школьным психологом или врачом-наркологом. Очень полезны обучающие фильмы, специальное видео, рассказывающее в доступной форме о вреде наркотиков. Конечно же, такие фильмы не должны демонстрировать явственных сцен сексуального характера или насилия (хотя все это – оборотная сторона наркомании, и фильмов про наркотики без такого контента практически нет).

    Уместно привлекать учеников к школьной профилактике наркомании

    Кроме того, информация должна подаваться интересно, носить скорее позитивный характер, чем негативный. Очень полезно включать в профилактические уроки самих детей – давать задание подготовить материал по проблеме, проводить самостоятельно анализ или исследование. Мероприятия по профилактике наркомании в школе должны проводиться регулярно. Таким образом можно предотвратить детскую зависимость и спасти немало жизней.

    Профилактика наркомании в школе – учителям на заметку
    Большое значение в профилактике наркомании в школе несут обычные рядовые учителя. Они могут первыми заметить неладное (отсутствие некоторых учеников на парах, странное поведение и внешний вид, перешептывания других учеников), пока эта информация не дошла еще до директора или классного руководителя. Внимательность и бдительность, доверительные отношения с учениками – вот лучшее оружие против распространения наркомании. Сами дети могут рассказать учителю «по секрету», о том, что происходит в туалете, уличной курилке или полумраке школьной дискотеки.

    Если какой-то из учеников подозревается в наркомании, то первым делом руководство школы пытается найти контакт с родителями. Если родители заинтересованы в скорейшем разрешении проблемы и идут на встречу, то школа предоставляет список имеющихся у нее центров по борьбе с зависимостью. Однако нередки случаи, когда в применении наркотиков замечен ребенок из неблагополучной семьи.

    В таком случае с родителями не удастся договориться – они могут не видеть проблемы в увлечении подростка, и диалог «школа-родители» перерастает в настоящее противостояние. В таком случае дирекция решает проблему самостоятельно, направляя информацию о ребенке в наркодиспансер.

    Выводы
    Профилактика наркомании в школе – проблема актуальная и в то же время достаточно острая. Ребенок проводит немало времени в стенах учебного заведения, и потому классные часы, на которых авторитетный преподаватель расскажет об опасности наркотиков, могут быть очень полезными. Но есть и оборотная сторона медали – сами учителя не слишком заинтересованы в просвещении своих учеников, а если проблема имеет место, то большинство преподавателей старается закрыть глаза и замять ситуацию, чтобы не пострадала репутация школы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie